Тоннель через Альпы: невозможное возможно

Идея строительства тоннеля в Ценери, который бы смог обеспечить эффективное движение транспорта в районе Альп, возникла в 1947 году. Швейцарский концерн Holcim решил помочь реализации этого проекта. 

Проект Gotthard AlpTransit состоит из двух отдельных железнодорожных тоннелей, проходящих под горными массивами Готтхард и Ценери, которые соединят Цюрих с Миланом. Все дорожные уклоны и изгибы были сведены к минимуму, благодаря чему  на этих железнодорожных путях можно развивать скорость до 250 км/ч и сократить время путешествия между двумя городами на 60 минут.

Закладка тоннеля началась в 2000 году, а строительные работы в Ценери продолжились до 2007 года. Завершение проекта запланировано на 2019 год, общая стоимость – 2,4 млн. швейцарских франков.

Тоннель Gotthard Base - самый длинный тоннель в мире, его протяженность составляет  57 км. Этот путь будет доступен как для пассажирских, так и для грузовых перевозок и позволит значительно снизить загруженность дорожного движения в регионе.

Строительные материалы и решения
Практически 100% цемента и большая часть строительных смесей и бетона, необходимых для прокладывания тоннеля, поставляются Holcim. Holcim был выбран партнером проекта благодаря своему профессиональному опыту в сфере логистики, инженерных решений, качеству продукта и индивидуальному подходу к каждому Клиенту.
 
После  завершения проекта 7,9 млн. тонн грунта из тоннеля будет доставлено через ленточный конвейер в Сигирино. Часть его используется на отсыпку грунта, другая будет использована в качестве заполнителя для бетона. Около 0,4 млн. тонн заполнителей бетона будет произведено именно таким способом, остальные1,6 млн. тонн будут доставлены Holcim из карьера Хюнтванген (Hüntwangen).

Около 390 000 тонн цемента будет доставлено с заводов Holcim в Сигентале (Siggenthal) и Эклепенсе (Eclépens). Специально под этот проект Holcim построил завод в г. Сигрино для производства 1 млн. м3 бетона в непосредственной близости от тоннеля.

Преодолевая трудности
Сложные геологические условия на проекте требовали разработки специальных бетонных смесей. Состав должен быть устойчивым к щелочной среде и высоким температурам. Holcim разработал специально для проекта быстротвердеющий, влагонепроницаемый пожаро- и химически-устойчивый цемент.

Предполагается, что тоннель должен прослужить не менее 100 лет, и этот фактор также учли при выборе строительных материалов.

Возможно, самым трудным для Holcim было проектирование, строительство и запуск завода бетонных смесей на высоте 2,3 км в горах на ограниченном пространстве в течение 10 месяцев.

Экологическое воздействие
Строительство Gotthard Base в Швейцарии представляет собой крупнейший в Европе экологический проект. После того как грузовые перевозки будут осуществляться по железнодорожным путям, а не по дороге, вред, наносимый хрупкой альпийской экосистеме, значительно сократится.

Более того, переработка вскопанного грунта для производства  строительных смесей существенно сокращает потребление природных ресурсов и затраты нужды на их транспортировку.

Источник: www.holcim.com